Лишь деятельность выдающегося человека становится предметом изучения, восхищения или осуждения. В любом случае, имена неординарных людей навсегда остаются в истории. Подтверждающих эту парадигму фактов в той же истории более чем достаточно. Нет никакого сомнения в том, что имя Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова, как и имя первого Президента ЧР Ахмат-Хаджи Кадырова навсегда останется в истории чеченского народа да и в истории России по той простой причине, что их деятельность на переломе эпох в значительной мере определила вектор судьбы чеченского народа, Кавказа и российской государственности. И если кто-либо пытается давать оценки чеченским событиям не с высоты этого масштаба, а с собственной колокольни, то это лишь говорит о его природной ограниченности или предвзятости. Соприкосновение с личностью у несамодостаточных людей пробуждает чувство собственной неполноценности, и тогда они пытаются заглушить в себе это чувство, используя любую возможность выставить объект неприятия в неприглядном свете. Наглядное тому подтверждение – отношение к лидеру Чеченской Республики Рамзану Кадырову некоторой части пишущей публики. На фоне очевидных реалий Чеченской Республике жалкими выглядят потуги некоторых околодемократических и околоправозащитных деятелей, которые до сих пор, по привычке, рисуют мрачные картины Чечни. Как это не выглядит странным для нормального человека, складывается впечатление, что эту публику омрачают мирные вести из Чеченской Республики. Специализирующиеся на чеченской теме некоторые деятели даже растерялись от предчувствия, что могут остаться без работы. Вот и некто Магомед Ториев на сайте Ингушетия орг. выплеснул желчь ненависти к Рамзану Кадырову. Нет смысла комментировать весь набор эпитетов Ториева в адрес Президента ЧР, так как это означало бы опуститься на его уровень. Как говорится, если направился к цели, но станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, ты никогда не дойдешь до цели. Но, учитывая, что господин Ториев представляется вайнахом, хотя я в этом очень сомневаюсь, не сочту за труд подсказать ему, в чем его главная беда. Вот он, в частности, пишет: «Сумел ли он (Р. Кадыров) устранить в самом себе противоречие между российской культурой, которая декларирует свое родство с европейской, и архаичным бытом, категориями которого он мыслит по факту места рождения и воспитания». Раз уж невмоготу себя показать, жонглируя парой- тройкой слов, изучите предмет, за который беретесь. Нет российской культуры, а есть русская культура; есть самобытные этнокультуры на территории огромного федеративного государства. Нет, к примеру, германской культуры на территории почти моноэтнического государства, а есть немецкая культура. Так что, никакого противоречия нет и нечего устранять. Это во – первых. Во-вторых, вам не приходило в голову, если, конечно, вы о ней говорите, что на русскую культуру значительное влияние всегда оказывала и оказывает восточная культура? Не желая повторять вашу ошибку, не буду углубляться в малознакомую тему, а вам скажу то, что знаю наверняка: Ни Рамзан Кадыров, ни чеченский народ не собираются становиться европейцами, а останутся теми, кем они были и есть – представителями традиционного общества, которое вы называете «архаичным бытом» и к которому вы себя, конечно же, не причисляете. А это наше право, которое мы всегда отстаивали и будем отстаивать. Ценности каждого общества, цивилизации равновелики и утверждать, что какие-то из них лучше, а какие-то хуже — бессмысленно по определению. Так что, господин Ториев, если вы или кто-то другой считает, что ему не повезло родиться классическим европейцем – по нынешним временам ничего еще не потеряно и скатертью дорога. И еще, если вы опять-таки считаете, что умение носить галстук является верхом совершенства, то я могу только искренне вам посочувствовать, ибо ваши притязания в жизни уж очень убоги и для полного счастья вам, оказывается, не более надо, чем персонажу Ильфа и Петрова Шуре Балаганову. Нам бы ваши заботы! Кстати, давно замечено, что всех, кто наиболее рьяно «решает» за нас наши проблемы, объединяет одно – о чеченском народе, его культуре, истории они имеют довольно смутное и поверхностное представление. Вот к примеру, сердобольная фрау Флориан Виллерсхаузен сетует на то, что в студенческих городках Чечни молодые чеченцы и чеченки лишены такой радости жизни как курение. Верхом угнетения молодой чеченки она считает обязанность носить платок. — Уважаемая фрау Виллерсхаузен, во-первых, как говорится в русской пословице, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Во-вторых, чеченцы исповедуют Ислам, и наше право — стремиться соответствовать его канонам. И поэтому будьте любезны оставить за нами это право. Тем более, мы же не напоминаем Вам, что однополые браки, которые в Европе числятся в своде прав, противоречат христианской вере и человеческой природе. И вообще нам не все может нравиться в западной цивилизации, но, тем не менее, мы уважаем Ваше право жить в системе своих ценностей. Поэтому мы вправе требовать от Вас такого же уважения и нашей системы ценностей. Небезызвестный журналист Вадим Речкалов бьет в тревожный набат: «Рамзан Кадыров рвется на Восток». Если отставить в сторону эмоциональный пыл господина Речкалова, то становится очевидно отсутствие всякой логики в таких умозаключениях. — А куда же должен был «рваться» Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров, — позвольте Вас спросить? Может быть в Китай или в Индию? Как говорят англичане, не усложняйте простое, господин Речкалов. Желание Президента Чечни наладить взаимовыгодные отношения с мусульманскими странами Ближнего Востока продиктованы тем, что там живут наши братья по вере и они более других заинтересованы помогать нам. Тут вы ничего нового не открываете. Кстати, налаживание хороших отношений с арабским Востоком – в стратегических интересах России, поэтому, и с этой точки зрения контакты Рамзана Кадырова с этими странами необходимы и Российской Федерации в целом. — И еще, господа политологи и журналисты, вы забываете, что Чеченская Республика субъект российского государства. Вы часто умышленно злоупотребляете этим делом. И журналистка Юлия Латынина сокрушается: «Российская армия в Чечне не играет никакой роли». Видимо, Латынина не совсем понимает предназначение армии. Сегодня российская армия в Чечне занимается тем, чем она и должна заниматься: охраняет чеченский участок российской государственной границы, ведет боевую подготовку в штатном режиме. А законность в Чечне, как и положено, обеспечивает МВД по Чеченской Республике, которое, кстати, по признанию руководства МВД РФ – одно из лучших его подразделений. А бывший консультант фонда «Антитеррор» Руслан Мартагов, как и все «бывшие», выдал на гора мысли, судя по которым он так и остался в эпохе бывших. «Если представить себе, что… прикажут армии абсолютно не вмешиваться в то, что происходит в самой Чечне, то там может быть все что угодно, и в первую очередь, я не думаю, что нынешняя власть там долго продержится» — пророчествует он. Мартагов, видимо, один их тех, кто безнадежно застрял в 90-х годах прошлого века. С тех пор в Чечне произошли фундаментальные изменения. Это осознали даже его бывшие кумиры. А чем оборачивается использование армии во внутренних гражданских конфликтах как для самой армии, так и для народа, мы уже проходили и видели. И Россия не та страна, где армия решает внутриполитические и другие проблемы. А что касается «прогноза» Мартагова о судьбе нынешней чеченской власти, то мы совершенно спокойны, памятуя о том, что и прежние его прогнозы по Чечне никогда не сбывались. Выскажу некоторые свои соображения о роли личности в истории. Если сделать даже беглый экскурс в мировую историю, то мы убедимся в том, что целые эпохи истории стран и народов ассоциируются с именами великих людей, которые силой своей воли, своей деятельностью определяли направление и ход ее развития на долгие годы, а то и на столетия. Невозможно представить себе мировую историю без блистательных имен, которые остались в памяти людей. Эти исторические личности создавали цивилизации, огромные империи, руководили армиями и т.п. Их современниками были тысячи и миллионы людей, которые также жили и творили. Но вектор развития истории задавали личности Точно также каждый народ может перечислить целую плеяду имен, которые направляли их историю. Не является исключением и чеченский народ. Классический пример лидерства – Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Даже его противники вынужденно признают: «Надо отдать ему должное, он фантастическими темпами отстраивает Чечню и российские деньги здесь ни при чем» — отмечает тот же М. Ториев. Самое верное средство оценить личность – плоды его деятельности. Результат деятельности Рамзана Кадырова – это, как феникс из пепла, возрождающаяся Чечня, это сотни новых школ и учебных заведений, восстановленные из руин десятки населенных пунктов и устремившиеся к небу минареты мечетей, смеющиеся дети на улицах населенных пунктов республики, над головами которых сияет мирное голубое небо. И наконец — это тысячи сохраненных человеческих жизней как чеченцев, так и других представителей народов России. Когда перед чеченским народом, оболганным всеми кому не лень в прямом смысле, стал шекспировский вопрос быть или не быть, кто имел мужество взять на себя ответственность ответить на него? Да, были люди, набивавшиеся в отцы народа. Но они ничего внятного не могли предложить для спасения нации от физической и духовной катастрофы. Лишь Ахмат-Хаджи Кадыров смог просто и ясно расставить акценты в дилемме и прийти к спасительной формуле: Чечня – наш общий и единственный дом в этом большом мире и ничто и никто его не спасет от разрушения, кроме нас самих. Для первого Президента ЧР А-Х.А.Кадырова его выбор был очень сложным и мучительным. Но, как показало время, именно этот его выбор, за которым последовали тысячи людей, отодвинул чеченский народ от края пропасти. Философ Грасиан писал, что всякое действие означает превышение какой-то меры, а бездействие – зло еще большее. Деятельность Кадыровых предотвратила в Чечне не просто большое зло, а зло, которое могло бы существовать бесконечно. Как отмечал ныне уже покойный классик французской и мировой литературы Морис Дрюон, народу, чтобы состояться как нация, необходимы развитое чувство гордости и чтобы им правили богобоязненные, разумные правители, умеющие зажигать в душах своих сограждан огонь высоких устремлений. Чеченский народ никогда и ни при каких обстоятельствах не терял чувство гордости за свою древнейшую культуру и историю. А на изломе веков по Воле Всевышнего его возглавил религиозный деятель и духовный лидер республики Ахмат-Хаджи Кадыров – человек глубокой богобоязненности, умеющий убеждать людей. Эти данности способствуют тому, что в чеченском народе с каждым днем крепнет вера в то, что XXI век будет веком процветания и благоденствия на чеченской земле. В Чечне поименно помнят всех, кто в трудные времена поддержал нас хотя бы добрым словом. Мы помним Президента Чешской Республики Вацлава Гавела, человека, для которого и в большой политике нравственность была мерилом поступков и который осудил массовые преступления против мирного населения Чеченской Республики. Мы отдаем должное уважение экс-президенту Ингушетии Руслану Аушеву, который как мужественный, честный и порядочный человек, как мог, защищал доброе имя чеченского народа и, благодаря которому, десятки тысяч жителей Чечни получили убежище в Республике Ингушетия. Но мы также помним шеренги плебейской рати, которая соревновалась, кто больнее ужалит израненное духовно и физически тело чеченского народа. Поименно помним и тех, кто спешил отказаться от всякого родства с чеченским этносом. Вопреки всему из смутного и трагического времени чеченский народ вышел более окрепшим, с осознанными национальными целями, умудренный чудовищно тяжело давшимся опытом, и с решимостью отстоять мир на своей земле. И в том, что мы обрели уверенность в своем будущем — огромная заслуга первого Президента Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова и нынешнего Президента Чечни Рамзана Кадырова. Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Н.С.Нухажиев
www.chechenombudsman.ru