Телефон доверия: 8 (8712) 22-49-92

       
 
   
 
 
 
 
 

31.01.2014 05:23 | В стране нет своих и чужих

Интервью с Уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике по итогам деятельности в 2013 году    

- Нурди Садиевич, в конце года, как правило, принято подводить итоги. Чем запомнился Вам уходящий 2013 год?

- В 2013 году активность правозащитного сообщества Чеченской Республики не снижалась. Растущий уровень взаимодействия с властями всех уровней способствовал выявлению и решению злободневных проблем в области прав человека. В республике прошел ряд значимых мероприятий правозащитников и других гражданских организаций с участием представителей других российских регионов. Среди них наиболее значимыми  для гражданского общества республики были «Кавказский форум» и выездное заседание Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшие в апреле месяце уходящего года. В своей деятельности правозащитники старались не просто констатировать факты нарушений прав человека, но и восстанавливать их в своих правах. Не секрет, что на территории России работают сотни правозащитных и гражданских организаций, финансируемых спонсорами из-за рубежа. Мы же все время призывали и власти и отечественный бизнес активнее развивать  систему грантов, спонсорство.

Следует особо отметить, что был создан Совет при Главе Чеченской Республики по развитию гражданского общества и правам человека. Уверен, что активная работа данного Совета будет способствовать формированию и закреплению гражданских основ, ясной и четкой системы ценностей нашего общества. 

- С какими проблемами чаще всего обращались к Вам граждане в 2013 году?

- На протяжении нескольких последних лет в обращениях граждан превалирует социальная тематика. На настоящее время  к нам обратилось порядка 4000 человек. Наибольшее число обращений касается жилищного вопроса, таких обращений - 998. По вопросу материальной компенсации за утраченное в ходе двух военных кампаний жилье и имущество обратилось  426 граждан. Более 400 человек обратилось по вопросу компенсации вреда лицам, пострадавшим в период разрешения кризиса в Чеченской Республике. Около 400 обращений было относительно льгот на коммунальные услуги. Следом идут обращения по земельным вопросам, материальной поддержке, пенсионным и прочим вопросам. Обширна и сама география обращений. 152 обращения поступило из различных регионов России. Есть обращения из постсоветских республик: Казахстана, Киргизии, а также из Приднестровской республики. В основном обращаются уроженцы Чеченской Республики с просьбой оказать содействие в защите своих  прав и желающие вернуться в республику.

- Вы упомянули весьма болезненную тему  компенсации вреда лицам, пострадавшим в период разрешения кризиса в Чеченской Республике. О чем конкретно идет речь?

- Речь идет о реализации Указа Президента РФ № 898 от 5 сентября 1995 года «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике». В пункте 1 данного указа говорится: «Оказать единовременную материальную помощь лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 2 000 рублей и семьям погибших – 20 000 рублей, при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. Кроме того, лицам, которым причинен материальный ущерб, в том числе потерявшим жилье, осуществить компенсационные выплаты». 

С целью защиты прав потерпевших и значительного уменьшения количества жалоб в Европейский Суд по правам человека мы  неоднократно обращались к руководству Российской Федерации с просьбой начать выплаты, в соответствии с пунктом 1 указа президента № 898, с приведением их размера к общероссийским стандартам, так как горе, причиненное мирным гражданам Чеченской Республики, несоизмеримо с установленной компенсацией: пострадавшим (раненым) – 2 000 рублей, семьям погибших – 20 000 рублей.

Однако в Министерстве юстиции РФ пострадавшим гражданам было рекомендовано подтверждать свое право на получение компенсации в судебном порядке. И вот,  начиная с 2012 года, федеральные суды Чеченской Республики начали рассматривать исковые заявления граждан  по взысканию с Министерства финансов РФ единовременной материальной помощи, предусмотренной указом президента РФ от 05.09.1995 года, № 898 и денежных средств, в счет возмещения причиненного морального и материального вреда.

За 2013 год в адрес Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике по данному вопросу обратилось более 400 человек. Всем обратившимся оказана помощь в составлении исковых заявлений по взысканию сумм, причитающихся по указу президента РФ № 898 и сумм по возмещению причиненного морального вреда в соответствии со ст.ст. 52 и 53 Конституции РФ.  Исковые заявления районными судами ЧР рассматриваются в двухмесячный срок и в большинстве случаев выносятся положительные решения. На ноябрь 2013 года таких положительных решений вынесено более ста.

- Вы недавно вернулись из хаджа в Мекку. Насколько мне известно, это была Ваша первая поездка к святым местам. Какие  чувства Вы испытали, оказавшись впервые в столь священном для каждого мусульманина месте? 

Мекка – это место,  попасть куда, хотя бы однажды, стремится каждый мусульманин. Посещение  священной Каабы заставляет человека  по новому  смотреть  на смысл жизни. Что же до испытанных чувств, то, наверное, я сейчас не смогу найти подходящих слов для того, чтобы передать тот трепет и благоговение, которые  испытываешь, оказавшись  среди целого моря молящихся людей.  В этот момент просто перестаешь думать о бренном мире. Все мирское перестает иметь значение.  Но вместе с тем ты понимаешь, какая  огромная степень ответственности ложится на тебя, когда посещаешь святые места.  

- В последние годы в стране  с новой силой поднялась волна ксенофобии. Ужесточается законодательство и миграционная политика государства. Но это никак не влияет на градус межнациональных отношений в стране. Порой складывается впечатление, что  некоторые представители федеральных властей в чем- то даже  подстегивают ксенофобские настроения. Как Вы считаете, почему? 

- Есть известное выражение - вода  камень точит.  Ксенофобия не присуща в целом ни одному народу.  Бытовые конфликты между представителями разных национальностей  бывали и в советское время.  Но они и оставались  таковыми. Однако в обществе в целом не превалировали ксенофобские настроения. Искусственное взращивание и внедрение вируса ксенофобии  началось в 90-ые годы. И причин тому было немало. Социальная неустроенность, неопределенность и отсутствие перспектив, разгул криминала сделали свое дело. А  для отвлечения  внимания от тотального разграбления страны, от истинных причин  бедственного положения народа, нужен был внутренний враг, образ которого посредством СМИ и стали лепить. За столь короткий промежуток времени настолько отдалили народы  друг от друга, что нам, гражданам одной страны, приходится заново  узнавать  и открывать друг друга. Ксенофобские настроения  культивируются  силами, стремящимися взять реванш за несостоявшийся в девяностые годы развал России. Сегодня руководство страны прилагает значительные усилия для нормализации межнациональных отношений в стране. 

Полумерами ситуацию в стране вряд ли удастся выправить. Я не сторонник радикальных мер, но ради сохранения целостности государства, мира и стабильности, необходимы  жесткие меры на законодательном уровне. А сами представители власти должны исходить из того, что в стране нет своих и чужих, а есть граждане Российской Федерации. В первую очередь это касается  депутатов всех уровней, в рядах которых встречаются и такие, которые  грешат в области  межнациональных отношений.  

 - Вас часто обвиняют в том, что Вы в своей деятельности не ограничиваетесь кругом функциональных обязанностей Уполномоченного по правам человека в ЧР, а выступаете  защитником всех чеченцев, независимо от места их  проживания. Вас это не смущает?

- Начну с того, что я строго действую в рамках российского и международного законодательства  и  моя прямая обязанность - защищать права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чеченской Республики, и моральная обязанность  - оказать содействие каждому обратившемуся человеку.    

Я являюсь еще и председателем комиссии по правам человека Общественного совета СКФО, что накладывает дополнительные обязательства на меня, расширяет географию обращений.

В 2013 году в адрес комиссии обратилось 312 человек. Около 70 % из этих обращений разрешены положительно. Остальные находятся в производстве.

Обращаются военнослужащие, заключенные, отбывающие наказание в различных регионах России. Нередко приходится работать с заявлениями, просьбами и обращениями людей разных национальностей, в том числе и граждан иностранных государств,  попавших в сложную ситуацию как в республике, так и за ее пределами.  Как могу, стараюсь  им всем помочь. Вся наша  работа ведется в тесном контакте с нашими коллегами из других регионов России. Есть немало положительных примеров, когда без проволочек и трудностей удавалось решить вопрос заявителя. Бывает и наоборот.  Здесь все зависит от степени  ответственности и порядочности руководителей на местах. 

- Нурди Садиевич, есть мнение, что Вы слишком ревностно реагируете на   античеченские выступления в СМИ и вообще пытаетесь перекроить историю в пользу чеченцев. Ваши заявления и статьи по поводу античеченских высказываний, тиражируемых в интернете, всегда имеют большой резонанс. Что вы скажете по этому поводу?

- У нас не могут не вызывать возмущения многочисленные книжные издания, выходящие под грифом  официальных государственных структур, а также фильмы-скороспелки, часто демонстрируемые на экранах государственного телевидения, в которых в открытую разжигаются межнациональная рознь и вражда. Если этот конвейер не остановить, то не миновать нам беды в будущем. 

Нельзя говорить  об истории  без учета фактора историзма. Историк не имеет права исходить из сиюминутных вещей, личной неприязни, руководствоваться  бездоказательными фактами. Некоторые, причем не  признанные даже  в своей среде «историки» - ксенофобы, целенаправленно ищут один только негатив в истории взаимоотношений  российского государства. Делают это, опираясь только на архивы карательных служб, которые с целью оправдания своих бесчинств сочиняли лживые  документы. Замалчивается  героическое совместное прошлое российских народов, что не способствует  формированию единого гражданского  общества в нашей стране. 

Мы не можем допустить, чтобы сегодняшние античеченские  выступления  в прессе   вылились в новую информационную войну против чеченского народа и его истории.  В своих выступлениях, публикациях я  всегда отстаивал принцип – люди, проживающие в Чеченской Республике, являются полноправными гражданами российского государства, а сама республика - полноправным его субъектом. Этот принцип будем  отстаивать и в дальнейшем. 

- В процессе работы по восстановлению попранных прав граждан приходится  брать сторону заявителя,  часто критиковать работу каких-то ведомств, отдельно взятых чиновников. Как складываются взаимоотношения с органами исполнительной власти, правоохранительными структурами?

- Институт уполномоченного по правам человека – конституционный орган. В соответствии с Конституцией РФ, Конституцией ЧР и согласно общепризнанным принципам и  нормам международного права, в Чеченской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государственных органов и должностных лиц Чеченской Республики. Наше взаимодействие с органами власти строится, исходя именно из этих принципов и норм. Кроме того, Глава Чеченской Республики оказывает поддержку  институту уполномоченного и процессу развития гражданских неправительственных организаций в республике. Встречи Главы республики с Уполномоченным по правам человека в ЧР носят регулярный характер. Также в постоянном режиме  проходит общение   руководства республики с неправительственными организациями. Знаковым событием для  всего правозащитного сообщества республики стало подписание в конце 2007 года  президентом ЧР Рамзаном Кадыровым Указа «О дополнительных мерах по обеспечению прав и свобод  человека и гражданина в Чеченской Республике». Этот указ, получивший широкий общественный резонанс, обсуждался, в частности, и на заседании координационного совета региональных уполномоченных  по правам человека, которое состоялось в г. Москве. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  Владимир Лукин дал высокую оценку этому указу, отметив при этом, что он дает  широкие полномочия правозащитникам Чеченской Республики.   

В процессе решения проблем  в области обеспечения прав человека приходится   взаимодействовать с различными органами власти. До последних лет нельзя было сказать, что наши взаимоотношения были гладкими, дружескими. Но здравый смысл возобладал,  налажено взаимодействие с властями всех уровней, министерствами и ведомствами, подписаны соглашения о взаимодействии. Правозащитное сообщество - по большому счету - помощники и союзники как для властей, так и для правоохранительных органов в выполнении ими своих служебных  обязанностей.  Исходя из этого принципа, мы и стараемся строить свои взаимоотношения с государственными органами власти.                                      

 

Журнал "Нана" ноябрь-декабрь 2013 г.

Подготовил Абубакар Асаев

 

09.09.2013 14:19 | Система новых ценностей

О  роли гражданских организаций и СМИ в формировании ценностных ориентаций современной молодежи Северного Кавказа.

          Северный Кавказ – регион, в  котором на протяжении многих веков живут близкие по своей культуре народы. Их объединяют во многом схожие ценности и духовные идеалы,  которые следует сохранить,  укрепить и передать последующим поколениям. Эту задачу невозможно решить, если современная молодежь под воздействием культур других цивилизаций потеряет свои национальные и религиозные корни.

Специфика социально-экономического и культурного развития региона  влияла на складывание менталитета народов Северного Кавказа, в котором  отражается чрезвычайно развитая историческая память, уважительное отношение к традициям предков.  

Молодежь Северного Кавказа живет, работает и учится, в атмосфере собственной этнической монокультуры,  так и культур и традиций народов, населяющих этот регион.  Естественно, для интеграции личности в мировое культурное пространство это положение вещей является мощным стимулом. Происходит интеграция культурных ценностей и есть возможность выбора. Но, несмотря на положительные стороны, в этом выборе существуют и свои трудности.

Это, с одной стороны, и падение нравов, ослабление духовных идеалов и возникновение чуждых нам идеологий,  засилье бездуховных поделок массового искусства, которое стало ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи.

Каждая нация и каждый народ имеют свои особенности, которые, несмотря на общее направление в развитии человечества, предопределяют им свой и особый путь в истории. Молодежь делает исторический вы­бор. Этот выбор должен быть свободным, иначе это не выбор. Но даже если выбор свободен, надо помнить, что сама свобода не абсолют­на. Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случай­ным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценно­стей — вот камень преткновения.

Прежде чем мы перейдем к вопросу роли институтов гражданского общества и СМИ в формировании ценностных ориентиров современной молодежи, поясним, что мы подразумеваем под словом ценностные ориентации.

В широком смысле, под ценностными ориентациями понимается то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. А что сегодня для нас, для нашей молодежи является ценностью?

Согласно обобщенным результатам различных социологических исследований и опросов, на первом месте в сфере интересов современной молодежи стоят материальные ценности:деньги, высокий заработок, материальный достаток, богатство, комфортные условия проживания. Далее следуют  такие терминальные ценности как досуг, друзья, семья, знания, патриотизм и т.д. На нижней строке стоят религия, духовность.  В целом же необходимо признать, что сегодня в молодежной среде все больше утверждаются ценности «частного человека», то есть человека, не принимающего участия в общественной жизни.

Это не хорошо, но и не плохо. Пока еще не плохо. Ценностные ориентиры, основанные на материальных ценностях, как и следует, приводят к действиям, не всегда  отвечающим понятию нравственности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей  определяется достижениями собственного экономического достатка. Ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

Тем не менее, в культуре народов Северного Кавказа в силу многовекового господства патриархально-родового уклада жизни наиболее прочно сохранилась не только преемственность национальной культуры, выраженная в национальных обычаях, традициях, обрядах, но и продолжает передаваться из поколения в поколение большое количество общечеловеческих ценностей.

Для молодежи Кавказа не нужно придумывать какие-либо новые ценностные ориентиры, нужно лишь обратиться к национальной культуре, укрепить в формирующейся личности традиционные понятия ценностей.

Эти ценности распределены на три категории и они известны каждому жителю Кавказа. К первой, в первую очередь, относится мужская и женская честь, целомудрие, непорочность, честность, гостеприимство, уважение к старшим, любовь к родителям, взаимопомощь, сопереживание.

Ко второй категории относятся гуманизм, трудолюбие, милосердие, мужество, справедливость, порядочность, физическое совершенство, бескорыстность.

В третью группу входят ценности, относящиеся к нормам, регулирующим поведение горца в общественных местах: умение выделить главные потребности от второстепенных, самоограничение, умеренность во всем и др.

Все это в нас заложено на генетическом уровне. Нам надо только вернуться к ним, выкинув из себя то, что мы принимаем за высшую ценность, а на деле являющимся идеологическим продуктом чуждой нам западной цивилизации.  

Говоря об отрицании западной культуры, мы не имеем ввиду, что должны «закрыться» от внешнего мира, отказаться от достижений западной цивилизации, мы должны брать у запада все самое лучшее - науку, технологии, образование и отторгать худшее. При этом, сохраняя самоидетничность, сохраняя свои многовековые традиционные ценности, не забывая, кто мы есть.

Молодежь, используя ценности, наше вековое наследие, должна делать поправку на текущее положение в стране. Поэтому пересматривать систему ценностей под каждое новое состояние – просто нелогично. Пересмотр, своей жизненной позиции и ценностей необходимо произвести в своей голове. Жизнь диктует нам условия, а не мы ей. Мы лишь пользуемся ею, её дарами, тем что она нам дает, и просто живём. А вот кто и как этим пользуется – это на его совести.

Стоит также отметить, что формирование качественных ценностных ориентиров молодежи невозможно без учета  духовно-нравственных ценностей, религии.

Сегодня, когда республики Северного Кавказа на себе ощущают, какую опасность несут в себе чуждые нам радикальные религиозные течения, работа по формированию у молодежи традиционных духовно-нравственных ориентиров как никогда актуальна. Система образования и воспитания, религиозно и нравственно ориентированная, представляет собой наилучшую возможность для более или менее спланированного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодежи. Приоритетная задача современного периода заключается в том, чтобы в незамутненном виде утвердить исконные моральные и гражданские ценности в  нашей жизни.  В этом и должна состоять главная цель государственной политики, направленной на укрепление и оптимизацию традиционных каналов социализации молодежи в современном российском обществе. В этом и заключается роль гражданских организаций и средств массовой информации.

Получить ответ на вопрос, что нас ждет завтра можно лишь точно зная, как себе это завтра представляет молодое поколение и с какими идеалами, ценностями, опытом и навыками оно будет строить свое, а значит и наше будущее. Весь цивилизованный мир давно понял, что процесс включения молодежи в жизнестроительство должен быть управляемым. Именно здесь должна быть выстроена целая система организованной поддержки молодежной активности, таким образом, чтобы активность эта носила созидательный характер.

В этом плане огромную роль играют институты гражданского общества. Там, где государство не в состоянии полностью  проконтролировать процесс формирования в подрастающем поколении положительных ценностных установок,  воспитания духовно-нравственных качеств и поддержания социально активной молодежи,  этот пробел должно заполнить гражданское общество.

Институты гражданского общества обладают большей гибкостью в привлечении ресурсов как материальных, финансовых, так и человеческих. Значит, к процессу социальной работы будут привлечены самые разные специалисты, что, несомненно, увеличит качество конечного результата. Для госслужащих просто невозможно сочетать в себе навыки разных профессий (например, экономиста, психолога, юриста, врача и т. д.), а привлечение посторонних лиц, с одной стороны, затратно, с другой – сложно и длительно.

На каждом этапе государственной политики органы власти сталкиваются с необходимостью выбора наиболее оптимального направления развития. В силу различных ограничений данный выбор не всегда оказывается рациональным. И здесь институты гражданского общества способны помочь государству принять социально обоснованное решение, стать генератором новых идей, в том числе инновационных.

 

Передача части государственных функций неправительственным организациям позволит, с одной стороны, существенно сократить бюджетные расходы, а с другой - будет способствовать повышению эффективности социальных услуг за счет внедрения конкурентных механизмов.

Таким образом, гражданские организации, становясь партнерами в реализации правительственных  программ или же путем реализации грантовых проектов, в сфере молодежной политики, образования, трудоустройства, предпринимательства, духовно-нравственного и патриотического воспитания,   могут  значительно влиять на формирование ценностных ориентиров современной молодежи. Способствовать вовлечению молодежи в активную общественную и политическую деятельность. 

Вот краткий пример практических действий, программ, которые вполне осуществимы неправительственным сектором.

 

В сфере образования:

Программы по дополнительному образованию с использованием нетрадиционных форм и методов преподавания: умение самоорганизации, практика принятия решений, выстраивание отношений с людьми, основы жизнестроительства, методология разрешения проблем и т.д. Это можно осуществлять как в рамках и на базе действующих образовательных учреждений, так и вне их, то есть тренинговые группы, факультативы.

Проекты, направленные на культурную  самоорганизацию и поддержку творческой молодежи. Проведение, поддержка и развитие существующих конкурсов, фестивалей. Более тесное кооперирование и сотрудничество с заинтересованными творческими союзами и другими организациями.

Наработка банка идей, проектов и образцов самоорганизации и самодеятельности в организации культуры и досуга.

Далее идут проекты, направленные на стабилизацию и улучшение социально-экономической ситуации:

Включение молодежи в сферу предпринимательства, связанную с малыми производственными технологиями и высококачественными услугами рыночной инфраструктуры. Реализация программы "Инкубатор" с привлечением преуспевающих молодых команд и форм.

Пропаганда лучших образцов предпринимательской культуры (молодых руководителей). Разработка критериев и проведение конкурсов с определением, допустим, 10 лучших молодых предпринимателей. Через средства массовой информации пропаганда нового стиля и образа предпринимателя.

 

Реализация программ трудоустройства молодежи.

Развитие инфраструктуры служб по трудоустройству молодежи. Осуществление программных форм работы с ними;

Реализация самостоятельных проектов, связанных с совмещением труда и отдыха молодежи. Это может осуществляться по принципу общественных работ (прообраз наших трудовых лагерей)

Развитие различных форм очно-заочного обучения кратковременного характера. Это же касается профориентации - создание целевых программ совмещения профориентации, обучения и работы, включения молодежи в трудовую деятельность;

Реализация с выпускниками ВУЗов программы «Карьера», связанной с предварительной консультационной работой с самими студентами, формирование банка потенциальных возможностей. Организация ярмарок и смотрин в ВУЗах с составленным паспортом покупателя и продавца рабочей силы.

Реализация этих и других программ вполне по силам  гражданским институтам.

Конечно, тут немаловажную роль играет желание власти пойти навстречу в осуществлении этих проектов. Готовность государства поддержать эти инициативы и способствовать их плодотворной реализации. И тут опять-таки решающее значение имеет способность гражданского общества обосновать свои возможности, доказать, что оно способно реализовать заявленные ими проекты. Ни одно правительство или же благотворительные фонды не выделят средства на «мыльные пузыри». Гражданские организации должны уметь грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.

В этом плане важен диалог власти и общества.  Сегодня необходимо наладить прямое взаимодействие государственных органов и учреждений с общественными объединениями.

Механизмы взаимодействия органов власти и гражданских институтов можно продемонстрировать на примере Чеченской Республики. Взаимодействие  неправительственного сектора, государственных институтов правозащиты и власти в решение каких – либо задач осуществляется постоянно. Молодежь Чечни  принимает активное участие в общественной жизни республики посредством участия в различных молодежных организациях и движениях. «Патриотический клуб «Рамзан», Региональная молодежная организация «Патриот», Региональное молодежное общественное движение «Диалог», Молодежный парламент и другие общественные молодежные организации, не остаются безучастными к общественно значимым проблемам. Постоянно проводят акции, участвуют в совместных с органами власти мероприятиях. Наглядный пример взаимодействие молодежных организаций с государственными органами, это подписание соглашения о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике и молодежным парламентом, совместная реализация программы Главы Чеченской Республики по правовому просвещению, которая осуществляется государственным институтом правозащиты. В рамках этой программы сотрудники аппарата омбудсмена, проводят обучающие семинары, круглые столы с участием представителей органов власти и общественных молодежных организаций. Это наглядный пример того, как может государственный институт правозащиты в данном случае быть проводником между властью и молодежным сообществом. Играть роль некого  консолидатора.

Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства, а процесс их образования - важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания.

Закрывая тему роли гражданского общества в формировании  ценностных ориентиров современной молодежи, не могу не затронуть проблему, которая на Северном Кавказе в последние годы стоит очень остро. Это религиозный экстремизм, который, не смотря на предпринимаемые меры, продолжает оказывать  деструктивное влияние на сознание молодежи.

Религия всегда выступала важнейшим жизнеобразующим стержнем сферы внутри- и межэтнических отношений. Религиозные убеждения и религия в целом сопровождают все процессы национального строительства и строительства государственных форм жизни, а также все социальные и политические процессы, в том числе и конфликтогенного характера. И всегда находились люди, организации, пытающиеся использовать религию, подменить сложившиеся традиционные формы вероисповедания на новые установки, которые вносят в сознание общества враждебность друг другу.

И тут гражданского общества в лице духовенства играет важную роль в противодействии религиозному экстремизму в среде мусульманской молодежи. И главным инструментом в этой борьбе являются знания. 

Совершенствование теологического образования, в том числе путем развития теологии ислама в светских вузах. Необходимо принять меры, направленные на недопущение пропагандистской деятельности религиозных организаций экстремистской направленности на территории образовательных учреждений. Нужно  способствовать появлению в этой среде достаточного количества теологов-пропагандистов, способных серьезно противостоять экспансии радикальных моделей ислама.

Устранить религиозную безграмотность и некомпетентность в сфере образования и государственного управления возможно лишь при наличии достаточного количества хорошо подготовленных специалистов: преподавателей, консультантов, экспертов в области религиозного знания, прекрасно владеющих тонкостями вероучения, обычаев и традиций,  основных культурообразующих конфессий.

Это касается как русского населения, так и коренных северокавказских народов.  

Подготовка специалистов-теологов является эффективным средством, препятствующим распространению псевдо-христианских сект, исламского фундаментализма и других антигосударственных и антиобщественных объединений, и направлена на обеспечение духовной безопасности, на усиление созидательных процессов в обществе. Сегодня как никогда актуально введение в высшие учебные заведения факультета – «Государственно-конфессиональные отношения». Развитие качественного теологического образования в государственных ВУЗах, позволит снизить популярность зарубежного духовного образования в среде молодежи, уменьшит количество радикально настроенных элементов в обществе.

Сегодня актуальна и необходима взвешенная политика  государства в сфере взаимодействия с религиозными объединениями страны. Она затрагивает интересы практически всех жителей – как верующих, так и неверующих, поскольку касается духовной сферы жизни общества.

Говоря об эффективности осуществления механизмов формирования ценностных ориентаций молодёжи, нельзя не отметить ту особую роль, которую играют в этом процессе средства массовой информации. Институт СМИ является одним из самых эффективных, действенных институтов, инструментов и механизмов социализации, воспитания и формирования ценностных ориентаций молодёжи. Средства массовой информации, будь-то печать, радио, телевидение, электронные средства массовой информации, глобальное информационное пространство стали неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, массового духовного общения людей. Они осуществляют интенсивную обработку общественного мнения, занимаются его формированием. Распространяют, популяризируют образцы, стили, нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которому необходимо стремиться.

 

Усвоение информации, полученной посредством СМИ, у детей и молодёжи в настоящее время происходит подчас лучше и быстрее, чем усвоение информации, полученной в семье, школе.

По мнению большинства авторов, оценивающих воздействие масс-медиа на современную молодёжь, в деятельности СМИ по социализации и формированию традиционных позитивных ценностных ориентаций молодёжи пока преобладают в большей степени негативные моменты, связанные с фактическим самоустранением государства из сферы регулирования деятельности средств массовой информации.

В отсутствии цензуры и четко проводимой политики, направленной на передачу молодому поколению традиционных ценностей и образа жизни нашего общества, российские СМИ в большей степени осуществляют непрерывную пропаганду западного образа жизни, стандартов массовой культуры и потребления, разврата и насилия.

 

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются стереотипами - образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни». Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, для девушек - героини «мыльных опер», бульварных романов и сериалов, а для юношей - непобедимые супергерои американских триллеров.

Кто из числа здесь присутствующих сейчас мне назовет героев своих национальных эпосов?  Я обращаюсь к молодежи. Не помните? Не знаете? За то все знают, кто такой Бэтман, Терминатор, Микки Маус, Шрек. Наши отцы еще помнят Нартов, героев древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей, которые были эталоном  чести и достоинства. Образцом  добродетели. А что есть сейчас у нас? Кому будет подражать наше подрастающее поколение?  Монстрам из западных мультфильмов? Героям кровавых триллеров? Или же Вампирам из очень популярной на сегодняшний день среди молодежи киносаги «Сумерки»?  

С момента своего появления средства массовой информации стали обоюдоострым оружием. Великим благом и переносчиком губительных тенденций. 

Это как нож. Им можно резать хлеб, но и можно нанести раны. Все зависит у кого он в руках. У Повара или убийцы. Интернет, телевидение несут знания, делают удобным  общение и ускоряют обмен информацией, способствуют реализации творческого потенциала личности.  Но одновременно современные масс-медиа представляют собой большой поток беспорядочной информации, которую, только формирующаяся личность переварить неспособна. Впитывая новые и модные концепции, не имеющие какого-либо эстетического, морального или даже позитивного фактора, подростки получают ложные ценностные ориентации

Поэтому, сегодня важно выработать меры по упреждению негативных влияний современных средств массовой информации на формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения. Мы не говорим о тотальном запрете, мы говорим об ограничении доступа к некоторым ресурсам масс-медиа по возрастной категории. До тех пор, пока молодой человек не достигнет зрелости, пока в нем не сформируются базовые гуманные ценности,  которыми он будет руководствоваться в дальнейшей жизни. В этой связи необходимо проведение и публикация материалов экспертизы влияния средств массовой информации на психику и ценности молодежи. Нужно работать с органами образования по организации педагогического, общественного и родительского надзора. Многим такие меры покажутся излишне строгими. Но поверьте, они обусловлены реалиями нынешнего положения нравственного состояния молодежи.

Теперь рассмотрим, какие возможности нам предоставляют средства массовой информации в формировании положительных ценностных ориентаций современной молодежи. Это, конечно же, получение дополнительного образования и эффективная форма пропаганды традиционных ценностей.

Культурно-просветительские и образовательные телепередачи должны преобладать над развлекательными и  потребительскими рекламами.  Необходимо усилить пропаганду духовных, национальных ценностей в противовес насаждаемых чуждой нам западной культурой установок. Популяризация национальных героев, освещение спортивных и научных достижений нашей молодежи должны стать приоритетными в деятельности, прежде всего местных СМИ. Это позволит передать остальной части молодежи, что  модель успешного молодого ученного, предпринимателя, спортсмена, лучше, чем образ человека с автоматом или  блатного юнца с бутылкой в руках.

Сегодняшнему обществу нужны образованные, предприимчивые молодые люди с развитой нравственной составляющей, способные принимать самостоятельные решения и обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Наша же задача, помочь молодежи с выбором правильных жизненных ориентиров.

Мы  ответственны с Вами за жизнь молодежи и за ее  будущее – будущее без оружия и насилия во имя мирной жизни и процветания  народов нашей многонациональной Родины.

В завершении, хочу процитировать слова Пророка Мухаммада  (да благословит его Аллах и приветствует), которые вкратце подчеркивают все, что мной было сказано выше.

 «Уметь  жить ради Аллаха для исполнения благих деяний своему народу, умме, своей Родине – это лучше, чем умереть ради Него».  «Любовь к Отчизне – это часть твоей веры!».

Асланбек Бадилаев

"Кавказская политика" с Дмитрием Ефремовым "Русские в Чечне"

 

газета "Чеченский правозащитник"

Просмотреть архив газеты